Формирование скоринговой модели оценки кредитоспособности корпоративного заемщика 
Дубовицкий В.С.

Введение
Различные подходы к оценке кредитоспособности
Рис. 1. Методы оценки кредитоспособности
Таблица 1. Сводная таблица моделей оценки кредитоспособности
Разработка финансовых показателей для скоринговой модели
Таблица 2. Финансовые показатели скоринговой модели
Аналитическая оценка весовых коэффициентов модели
Таблица 3. Нефинансовые показатели скоринговой модели
Рис. 2. Пример матрицы попарных сравнений
Таблица 4. Метод Т. Саати. Классификация предпочтений (на основе рис. 2)
Рис. 3. Пример матрицы Т. Саати для группы показателей платежеспособности
Определение значимости показателей с помощью регрессионного анализа
Таблица 5. Финансовые показатели с учетом веса
Таблица 6. Нефинансовые показатели с учетом веса
Таблица 7. Сравнительный анализ значимости коэффициентов
Определение результатов разработанной скоринговой модели
Таблица 9. Прогнозная способность скоринговой модели, %
Заключение
Таблица 8. Классификация результатов
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Выборка для исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Выборка для исследования (продолжение)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Регрессия по восьми факторам для 41 компании
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Регрессия по семи факторам для 35 компаний
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Оценка компаний из выборки по скоринговой модели

Ключевые слова: оценка кредитоспособности, скоринговые модели, кредитование, рейтинг заемщиков, вероятность дефолта

Аннотация

В данной статье описано исследование по разработке скоринговой модели для оценки кредитоспособности крупных торговых предприятий, позволяющей на основе значений отдельных показателей судить о состоятельности заемщика, оценивается ее эффективность. Наиболее объемными блоками в разработке скоринговой модели являются выбор системы оценочных показателей и определение весовых коэффициентов для этих показателей, что будет подробно освещено в данной статье.

Журнал: «Управление корпоративными финансами» — №5, 2014 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 20
Кол-во знаков: около 24,620
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. — М.: ГУ ВШЭ, 1998.

2. Гаврилова А.Н. Финансы организаций. — М.: Кнорус, 2007.

3. Коробова Г.Г., Петров М.А. Состоятельность банковского заемщика и ее оценка в условиях конкуренции // Банковские услуги. — 2005. — №7/8. — С. 22–24.

4. Куликов Н.И., Чайникова Л.И. Оценка кредитоспособности предприятия-заемщика. — Тамбов: Университет ТГТУ, 2007.

5. Положение ЦБ РФ №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 г. — Подробнее .

6. Саати Т.Л. Математические модели конфликтных ситуаций / Под ред. И.А. Ушакова. — М.: Советское радио, 1977.

7. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Н.В. Методика финансового анализа. — М.: Инфра-М, 2001.

8. Abdou H.A., Pointon J. (2011). «Credit scoring, statistical techniques and evaluation criteria: a review of the literature». Intelligent Systems in Accounting, Finance & Management, Vol. 18, No. 2–3, pp. 59–88.

9. Bailey M. (2004). Consumer Credit Quality: Underwriting, Scoring, Fraud Prevention and Collections. White Box Publishing, Kingswood, Bristol.

10. Crook J., Edelman D., Thomas L. (2007). «Recent developments in consumer credit risk assessment». European Journal of Operational Research, Vol. 183, No. 3, pp. 1447–1465.

11. Gately E. (1996). Neural Networks for Financial Forecasting: Top Techniques for Designing and Applying the Latest Trading Systems. New York: John Wiley & Sons, Inc.

12. Guillen M., Artis M. (1992). Count Data Models for a Credit Scoring System: the European Conference Series in Quantitative Economics and Econometrics on Econometrics of Duration, Count and Transition Models. Paris.

13. Heffernan S. (2004). Modern Banking. John Wiley & Sons, Inc., Chichester, West Sussex.

14. Liang Q. (2003). «Corporate financial distress diagnosis in China: empirical analysis using credit scoring models». Hitotsubashi Journal of Commerce and Management, Vol. 38, No. 1, pp. 13–28.

Дубовицкий Василий Сергеевич

Дубовицкий Василий Сергеевич

Аналитик крупного российского банка.

г. Москва