Целеполагание — основа современного менеджмента 
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.

1
Введение

2
Проблема целеполагания гегеля и ее разрешение

3
Известные модели целеполагания

4
Социальные проблемы целеполагания и их разрешение
Социальные проблемы целеполагания
Проблема субъекта целеполагания

5
Проблема в и ее разрешение

6
Проблема системы целей предприятия
Проблема формирования команды

7
Проблема согласования интересов команды

8
Основные вопросы согласования интересов участников команды
Проблема целеполагания в реальных компаниях

9
Рис. 1. Упрощенная иерархическая структура предприятия

10
Рис. 2. Иерархическая гетерархия
Рекурсивная модель целеполагания

11
Шаг 1: определение миссии и общих целей

12
Рис. 3. Рекурсивная модель целеполагания

13
Рис. 4. Модель целеполагания
Шаг 3: формирование команды

14
Шаг 4: коллективная разработка идения, парадигмы, системы целей в предприятия
Шаг 5: целеполагание при целеосуществлении

15
Заключение
Литература

Ключевые слова: целеполагание, модель целеполагания, социальное управление, институциональная среда, проблемы управления, ключевые положения, парадигма СТОО

Аннотация

В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия включает целеполагание и целеосуществление, только аспекты целеполагания из-за их сложности, казалось бы, не относятся напрямую к менеджменту — это вопросы творчества, лидерства и т.д. В статье выявлены проблемы целеполагания, пути их разрешения, приведена модель целеполагания, включающая пять шагов.

Журнал: «Стратегический менеджмент» — №2, 2018 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 16
Кол-во знаков: около 38,811
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Пригожин А.И. Методы развития организаций. — М.: ЛЕНАРД, 2017. — 848 с.

2. Одинцова М.А. Целеполагание как одна из ключевых проблем стратегического менеджмента // Экономический журнал. — 2016. — №5. — С. 52–63.

3. Fulk H.K., Bell R.L., Bodie N. (2011). «Team management by objectives: enhancing developing teams’ performance». Journal of Management Policy and Practice, Vol. 12, No. 3, pp. 17–26.

4. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям менеджмента. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 365 с.

5. Коттер Дж.П. Ускорение перемен. Как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире. — М.: Олимп-Бизнес, 2016. — 256 с.

6. Петросян А.Э. Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере) // Вестник Омского универси-тета. — 2015. — №3. — С. 68–78.

7. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть1. Феноменология духа. — СПб.: Наука, 2015. — 444 с.

8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2010. — 511 с.

9. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М.: Издательская группа АСТ, 2011. — 251 с.

10. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Академический проект, 2011. — 240 с.

11. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека. — М.: Академический проект, 2014. — 243 с.

12. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. — СПб.: Наука, 2007. — 648 с.

13. Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб.: Сенсор, 2000. — 368 с.

14. Greiner L.E. (1967). «Patterns of organization change». Harvard Business Review, Vol. 45, No. 3, pp. 119–130.

15. Locke E.A. (1968). «Toward a theory of task motivation and incentives». Organizational Behavior and Human Performance, May, pp. 157–189.

16. Locke E.A., Latham G.P. (2006). «New directions in goal setting theory». Current Directions in Psychological Science, No. 15, pp. 265–268.

17. Tuckman B.W. (1965). «Developmental sequences in small groups». Psychological Bulletin, Vol. 63, No. 6, pp. 384–399.

18. Tuckman B.W., Jensen M.A.C. (1977). «Stages of small-group development revisited». Group and Organization Studies, Vol. 2, No. 4, pp. 419–247.

19. Коттер Дж.П. Впереди перемен. — М.: Олимп-Бизнес, 2014. — 256 с.

20. Hart O.D., Holmström B. (2016). Contract Theory. Scientic Background on the Sveriges Riksbank Prize in Economic Sciences in Memory of Alfred No-bel. — Подробнее .

21. Coase R.H. (1937). «The nature of the firm». Economica, Vol. 4, No. 16, pp. 386–405.

22. Williamson O.E. (1985). The Economic Institutions of Capitalism. New York: The Free Press.

23. Akerlof G. (1970). «The market for «Lemons»: quality uncertainty and the market mechanism». Quarterly Journal of Economics, Vol. 84, No. 3, pp. 488–500.

24. Burnham J. (1941). The Managerial Revolution: What Is Happening In the World. New York: John Day Co., Inc.

25. Кэтмелл Э. Креативная компания: как управлять командой творческих людей. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 344 с.

26. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Парадигма современного менеджмента и ее базис // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — №6. — С. 4–30.

27. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Развитие предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — №11. — С. 3–29.

28. Норт Д. Понимание процесса экономических изменении. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 256 с.

29. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 156 с.

30. Вайсман Е.Д., Подшивалова М.В. Институциональная среда малых промышленных предприятий: методологические аспекты иденти-фикации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Серия «Экономика и менеджмент». — 2017. — Т.11. — №2. — С. 28–35.

31. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). — М.: Прогресс, 1986. — 418 с.

32. Мольц М. Психокибернетика. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с.

33. Коллинз Д., Поррас Д. Построенные навечно: успех компаний , обладающих видением. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 357 с.

34. Джавадов Р.Д., Фейзуллаев М.А. Проблемы взаимоотношений членов коллектива в условиях применения системного подхода к управлению // Теория и практика общественного развития. — 2017. — №4. — С. 43–46.

35. Мельников М.В. Основные процессы и механизмы совершенствования антикризисного управления на предприятии // Научные и об-разовательные проблемы гражданской защиты. — 2011. — №1. — С. 40–46.

36. Jensen M., Meckling W. (1976). «Theory of the firm: managerial behavior, agency costs and ownership structure». Journal of Financial Econo-mics, Vol. 3, No. 4, pp. 305–360.

37. Wegge J., Haslam S.A. (2003). «Group goal setting, social identity and self-categorization: еngaging the collective self to enhance group per-formance and organizational outcomes». In: Haslam S.A., van Knippenberg D., Platow M., Ellemers N. (Eds.). Social Identity at Work: Developing Theory for Organizational Practice. New York: Psychology Press, pp. 43–60.

38. Старк Д. Гетерархия: организация диссонанса // Экономическая социология. — 2009. — Т.10. — №1. — С. 57–89.

39. Williamson O.E. (2002). «The theory of the firm as governance structure: from choice to contract». Journal of Economic Perspectives, Vol. 16, No. 3, pp. 171–195.

40. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. — 519 с.

41. Kotter J.P. (2007). «Leading change. Why transformation efforts fail». Harvard Business Review, January, pp. 96–103.

42. Харин А.Г., Гареев Т.Р. Стейкхолдерский подход в управлении организациями: перспективы применения теоретико-игровых моде-лей // Terra Economicus. — 2014. — Т.12. — №4. — С. 105–113.

43. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. — М.; Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009. — 334 с.

44. Скаржинская Е.М., Цуриков В.М. К вопросу об эффективности коллективных действий // Российский журнал менеджмента. — 2014. — Т.12. — №3. — С. 87–104.

45. Hart O.D. (1988). «Incomplete contracts and the theory of the firm». Journal of Law, Economics, and Organization, Vol. 4, No.1, pp. 119–139.

46. Grossman S.J., Hart O.D. (1986). «The costs and benefits of ownership: a theory of vertical and lateral integration». Journal of Political Economy, Vol. 94, No. 4, pp. 691–719.

47. Веселов Ю.В., Липатов А.А. Доверие в организации: методологические основания исследования в экономике, социологии и менедж-менте // Российский журнал менеджмента. — 2015. — Т.13. — №7. — С. 85–104.

48. Freeman R.E. (2000). «Business ethics at the millennium». Business Ethics Quarterly, Vol. 10, No. 1, pp. 169–180.

49. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Парадигма менеджмента и парадигма предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. — 2017. — №3. — С. 7–14.

50. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Разработка эффективной стратегии и структуры предприятия — практическая пошаговая методика // Проблемы экономики и менеджмента. — 2013. — №6. — С. 15–21.

51. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Полная модель управления организацией // Менеджмент сегодня. — 2017. — №2. — С. 116–132.

52. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 363 с.

Жемчугов Александр Михайлович

Жемчугов Александр Михайлович

Аналитик ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Другие статьи автора 13

Жемчугов Михаил Калистович

Жемчугов Михаил Калистович
к. т. н.

Главный специалист ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Опыт работы — более 30 лет.

Другие статьи автора 13