Возможные пути применения бизнес-моделирования в управлении проектами развития малых многопрофильных компаний
Барыкин А.Н., Икрянников В.О.

Аннотация

В статье рассмотрены методические основы использования бизнес-моделирования в малых многопрофильных компаниях, позволяющие идентифицировать и предварительно анализировать проекты развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Авторы приводят характеристики портфеля бизнес-моделей и описывают необходимые мероприятия по его балансировке.

Содержание

Современные парадигмы роста и развития малого и среднего предпринимательства;

Портфельное предпринимательство — реальное «лицо» малого и среднего бизнеса;

Рис. 1. Модель динамических состояний ;

Рис. 2. Препятствия в применении практики бизнес-моделирования в малых и средних компаниях, % ;

Управление проектами в малых и средних компаниях;

Бизнес-моделирование: создание и развитие концепции ;

Бизнес-модели: стратегические аспекты;

Рис. 3. Связь стратегии компании и ее бизнес-модели ;

Методические основы идентификации и предварительного анализа проектов развития бизнеса на базе применения бизнес-моделирования ;

Рис. 4. Взаимосвязь портфеля бизнес-моделей и проектов развития бизнеса ;

Анализ портфеля бизнес-моделей ;

Заключение ;

Ключевые слова: портфельное предпринимательство, малый и средний бизнес, бизнес-моделирование, портфель бизнес-моделей, характеристики портфеля бизнес-моделей
Журнал: «Менеджмент инноваций» — №3, 2013 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 15.
Кол-во знаков: около 33,313.

1. Барыкин А.Н., Икрянников В.О. Белые пятная теории и практики технологического предпринимательства // Менеджмент инноваций. — 2010. — №3. — С. 202–213.

2. Бек Н.Н., Бек М.Н. Причины низкой инновационной активности российского бизнеса и вызовы для управления инновационным развитием // Менеджмент инноваций. — 2010. — №4.

3. Шамрай А., Шестоперов О. Жизненный цикл малого предприятия. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 335 с.

4. Benassi M., Di Minin A. (2009). «Playing in between: patent brokers in markets for technology». R&D Management, Vol. 39, No. 1, pp. 68–86.

5. Carter S., Ram M. (2003). «Reassessing portfolio entrepreneurship». Small Business Economics, Vol. 21, No. 4, pp. 371–380.

6. Carter S., Tagg S., Dimitratos P. (2004). «Beyond portfolio entrepreneurship: multiple income sources in small firms». Entrepreneurship & Regional Development, Vol. 16, pp. 481–499.

7. Casadesus-Masanell R., Ricart J. (2010). «From strategy to business models and onto tactics». Long Range Planning, Vol. 43, No. 2–3, pp. 195–215.

8. Cavalcante S., Kesting P., Ulhoi J. (2011). «Business model dynamics and innovation: (re)establishing the missing linkages». Management Decision, Vol. 49, No. 8, pp. 1327–1342.

9. Chesbrough H. (2006). Open Business Models: How to Thrive in the New Innovation Landscape. Boston: Harvard Business School Press.

10. Chesbrough H. (2011). Open Service Innovation: Rethinking your Business to Grow and Compete a New Era. Jossey-Bass, San Francisco, CA.

11. Christensen C. (1997) The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. Boston: Harvard Business School Press.

12. Davies A., Hobday M. (2005). The Business of Projects: Managing Innovation in Complex Products and Systems. Cambridge: Cambridge University Press.

13. Debelak D. (2006). Business Models Made Easy. Entrepreneur Press, Irvin, CA.

14. Dobbs M., Hamilton R. (2007). «Small business growth: recent evidence and new directions». International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, Vol. 13, No. 5, pp. 296–322.

15. Drucker P. (1954). The Practice of Management. Harper and Row Publishers, New York, NY.

16. Elonen S., Artto K. (2003). «Problems in managing internal development projects in multi-project environments». International Journal of Project Management, Vol. 21, pp. 395–402.

17. Forsman H. (2008). «Business development success in SME: a case study approach». Journal of Small Business and Enterprise Development, Vol. 15, No. 3, pp. 606–622.

18. Frederiksen L., Davies A. (2008) «Vanguards and мentures: projects as vehicles for corporate entrepreneurship». International Journal of Project Management, Vol. 26, pp. 487–496.

19. Gambardella A., McGahan A. (2010). «Business model innovation: general purpose technologies and their implications for industry structure». Long Range Planning, Vol. 43, No. 2–3, pp. 262–271.

20. Heising W. (2012). «The integration of ideation and project portfolio management — a key factor for sustainable success». International Journal of Project Management, Vol. 30, pp. 582–595.

21. Henkel J., Reitzig M. (2008). «Patent sharks». Harvard Business Review, June, pp. 129–133.

22. Huovien J., Tihula T. (2008). «Entrepreneurial learning in the context of portfolio entrepreneurship». International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research, Vol. 14, No. 3, pp. 152–171.

23. Iacobucci D., Rosa P. (2005). «Growth, diversification, and business group formation in entrepreneurial firms». Small Business Economics, Vol. 25, pp. 65–82.

24. Iacobucci D., Rosa P. (2010). «The growth of business groups by habitual entrepreneurs: the role of entrepreneurial teams». Entrepreneurship Theory and Practice, pp. 351–377.

25. Kendall G., Rollins S. (2003). Advanced Project Portfolio Management and the PMO. International Institute of Learning & Ross Publishing.

26. Kindstrom D. (2010). «Towards a service-based business model — key aspects for future competitive advantage». European Management Journal, Vol. 28, pp. 479–490.

27. Kujala S., Artto K., Aaltonen P., Turkulainen V. (2010). «Business models in project based forms — towards a typology of solution-specific business models». International Journal of Project Management, Vol. 28, pp. 96–106.

28. Lechner C., Leyronas C. (2009). «Small-business group formation as an entrepreneurial development model». Entrepreneurship Theory and Practice, pp. 645–667.

29. Levie J., Lichtenstein B. (2010). «A terminal assessment of stages theory: introducing a dynamic stages approach to entrepreneurship». Entrepreneurship Theory and Practice, pp. 317–350.

30. MacMillan I. (1986) «To really learn about entrepreneurship, let’s study habitual entrepreneurship». Journal of Business Venturing, Vol. 1, pp. 241–243.

31. McGrath R. (2010). «Business models: a discovery driven approach». Long Range Planning, Vol. 43, No. 2–3, pp. 247–261.

32. Morris M., Schindehutte M., Allen J. (2005). «The entrepreneur’s business model: toward a unified perspective». Journal of Business Research, Vol. 58, pp. 726–735.

33. Mullins J., Komisar R. (2009). Getting to Plan B: Breaking through to a Better Business Model. Harvard Business Press, Boston, MA.

34. Oliveira M., Rozenfeld H. (2010). «Integrating technology roadmapping and portfolio management at the front-end of new product development ». Technological Forecasting & Social Change, Vol. 77, pp. 1339–1354.

35. Osterwalder A., Pigneur Y. (2010). Business Model Generation. John Wiey & Sons, Hoboken, NJ.

36. Phelps R., Adams R., Bessant J. (2007). «Life cycles of growing organizations: a review with implications for knowledge and learning». International Journal of Management Reviews, Vol. 9, No. 1, pp. 1–30.

37. PriceWaterhouseCoopers (2009). Moving into Multiple Business Models. — Подробнее .

38. PriceWaterhouseCoopers (2009). Pharma 2020: Challenging Business Models. — Подробнее .

39. Raitzig M., Henkel J., Heath C. (2007). «On sharks, trolls, and their patent prey — unrealistic damage awards and firms’ strategies of «being infringed ». Research Policy, Vol. 36, pp. 134–154.

40. Rosa P., Scott M. (1999). «The prevalence of multiple owners and directors in the SME sector: implications for our understanding of start-up and growth». Entrepreneurship & Regional Development, Vol. 11, pp. 21–37.

41. Sabatier V., Mangematin V., Rousselle T. (2010). «From recipe to dinner: business model portfolios in the European biopharmaceutical industry ». Long Range Planning, Vol. 43, pp. 2–3, pp. 431–447.

42. Sosna M., Trevinyo-Rodriguez R., Velamuri S. (2010). «Business model innovation through trial-and-error learning: the Naturhouse case». Long Range Planning, Vol. 43, No. 2–3, pp. 383–407. 43. Sundelin A. Business Model Database. — Подробнее .

44. Teece D. (1986). «Profiting from technological innovation: implications for integration, collaboration, licensing and public policy». Research Policy, Vol. 15, No. 6, pp. 285–305.

45. Teece D. (2010). «Business models, business strategy and innovation». Long Range Planning, Vol. 43, No. 2–3, pp. 172–194.

46. Turner R., Ledwith A., Kelly J. (2010). «Project management in small to medium-sized enterprises: matching processes to the nature of the firm». International Journal of Project Management, Vol. 28, pp. 744–755.

47. Westhead P., Wright M. (1998). «Novice, portfolio, and serial founders: are they different?» Journal of Business Venturing, Vol. 13, pp. 173–204.

48. Wikstrom K., Hellstrom M., Artto K., Kujala J., Kujala S. (2009). «Services in project-based firms — four types of business logic». International Journal of Project Management, Vol. 27, pp. 113–122.

49. Zott C., Amit R. (2007). «Business model design and the performance of entrepreneurial firms». Organizational Science, Vol. 18, No. 2, pp. 181–199.

50. Zott C., Amit R. (2008). «The fit between product market strategy and business model: implications from firm performance». Strategic Management Journal, Vol. 294, pp. 1–26.

51. Zott C., Amit R., Massa L. (2011). «The business model: recent developments and future research». Journal of Management, Vol. 37, No. 4, pp. 1019–1042.

Барыкин Алексей Николаевич

Барыкин Алексей Николаевич
к. э. н.
доцент

Партнер GRT Consulting, доцент Российского университета транспорта (МИИТ).

г. Москва

Другие статьи автора 23

Икрянников Валентин Олегович

Икрянников Валентин Олегович

Руководитель практики консалтинга компании GRT Consulting, аспирант НИУ ВШЭ.

г. Москва

Другие статьи автора 10