Роль «зеленого» управления в обеспечении устойчивого развития компании
Малофеева Т.Н., Козикина А.В.

Аннотация

В последнее время тема устойчивого развития становится все более важной в мировом контексте. Рынок экологических товаров и услуг, по оценкам специалистов, является одним из самых быстрорастущих. Основа перехода к устойчивому развитию — формирование «зеленой» экономики. Неразрывно связанное с ней понятие «зеленый менеджмент» изучено недостаточно глубоко. На основе исторического исследования в настоящей работе представлено последовательное раскрытие данного термина.

Содержание

1
Введение

2
Определение и концептуализация «зеленого» управления
Экскурс в историю «зеленого» менеджмента

4
Практика «зеленых» организаций: пример Interface Inc.

6
Проблемы в определении понятия «зеленого» управления

7
Корпоративная прозрачность как один из основополагающих факторов развития «зеленого» управления

9
Рис. 1. Секторальное распределение компаний, включенных в выборку (729 компаний)

10
Рис. 2. Распределение компаний по уровням прозрачности, 2015 г.

12
Рис. 3. Раскрытие информации по вопросам УР и КСО в компаниях первого — третьего уровней прозрачности

13
Заключение
Литература

Ключевые слова: «зеленая» экономика, корпоративная социальная ответственность, нефинансовая отчетность, управление затратами, интегрированная отчетность
Журнал: «Управленческий учет и финансы» — №4, 2018 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 14.
Кол-во знаков: около 34,877.

1. ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». — Подробнее .

2. Исследование корпоративной прозрачности российских компаний 2015. — Подробнее .

3. Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. Принципы подготовки отчетности и стандартные элементы отчетности. — Подробнее .

4. Anderson R. (2004). «Climbing mount sustainability». Quality Progress, Vol. 37, No. 2, pp. 32–37.

5. Anderson T.L. et al. (1997). «Conservation-native American style». The Quarterly Review of Economics and Finance, Vol. 37, No. 4, pp. 769–785.

6. Aragon-Correa J.A., Rubio-Lopez E.A. (2007). «Proactive corporate environmental strategies: myths and misunderstandings». Long Range Plan-ning, Vol. 40, No. 3, pp. 357–381.

7. Banerjee S.B. (1998). «Corporate environmentalism: perspectives from organizational learning». Management Learning, Vol. 29, No. 2, pp. 147–164.

8. Banerjee S.B. (2001). «Corporate environmental strategies and actions». Management Decision, Vol. 39, No. 1, pp. 36–44.

9. Banerjee S.B. (2002). «Corporate environmentalism: the construct and its measurement». Journal of Business Research, Vol. 55, No. 3, pp. 177–191.

10. Banerjee S.B. (2002). «Organisational strategies for sustainable development: developing a research agenda for the new millennium». Australian Journal of Management, Vol. 27, No. 1, pp. 105–117.

11. Banerjee S.B. (2017). Corporate Environmentalism and the Greening of Strategic Marketing: Implications for Marketing Theory and Practice. Green-er Marketing, Routledge.

12. Borri F., Boccaletti G. (1995). «From total quality management to total quality environmental management». The TQM Magazine, Vol. 7, No. 5, pp. 38–42.

13. Broughton E. (2005). «The Bhopal disaster and its aftermath: a review». — Подробнее .

14. Buchholz R.A. et al. (1998). Principles of Environmental Management: the Greening of Business. Prentice Hall Inc., NJ.

15. Bukhari S.S. (2011). Green marketing and its impact on consumer behavior». European Journal of Business and Management, Vol. 3, No. 4, pp. 375–383.

16. Costello M.W. (2008). «13 steps to «green» your business». Business & Economic Review, Vol. 54, No. 4, pp. 6–9.

17. Daly H.E. (1996). Beyond Growth. Boston: Beacon Press.

18. Darnall N., Jolley G.J., Handfield R. (2008). «Environmental management systems and green supply chain management: complements for sustainability?» Business Strategy and the Environment, Vol. 17, No. 1, pp. 30–45.

19. Denton D.K. (1994). Enviro-management: How Smart Companies Turn Environmental Costs Into Profits. Prentice Hall Direct, NJ.

20. Driscoll C., Starik M. (2004). «The primordial stakeholder: advancing the conceptual consideration of stakeholder status for the natural environment». Journal of Business Ethics, Vol. 49, No. 1, pp. 55–73.

21. Florida R., Davison D. (2001). «Gaining from green management: environmental management systems inside and outside the factory». California Management Review, Vol. 43, No. 3, pp. 64–84.

22. Freedman M. (1970). «The social responsibility of business into increase profit». The New York Times Magazine, Vol. 33, pp. 122–126.

23. Freeman R.E., Pierce J., Dodd R. (2000). Environmentalism and the New Logic of Business: How Firms Can Be Profitable and Leave Our Children a Living Planet. Oxford: Oxford University Press.

24. Fung A., Weil D., Graham M., Fagotto E. (2004). The Political Economy of Transparency: What Makes Disclosure Policies Effective? — Подробнее .

25. Gladwin T.N., Kennelly J.J., Krause T.S. (1995). «Shifting paradigms for sustainable development: implications for management theory and research». Academy of Management Review, Vol. 20, No. 4, pp. 874–907.

26. Hart S.L. (1995). «A natural-resource-based view of the firm». Academy of Management Review, Vol. 20, No. 4, pp. 986–1014.

27. Hass J.L. (1996). «Environmental («green») management typologies: an evaluation, operationalization and empirical development». Business Strategy and the Environment, Vol. 5, No. 2, pp. 59–68.

28. Hawken P. (1993). The Ecology of Commerce: a Declaration of Sustainability. New York: Harper Collins.

29. Judge W.Q., Douglas T.J. (1998). «Performance implications of incorporating natural environmental issues into the strategic planning process: an empirical assessment». Journal of Management Studies, Vol. 35, No. 2, pp. 241–262.

30. Kautto P. (2006). «New instruments — old practices? The implications of environmental management systems and extended producer responsibility for design for the environment». Business Strategy and the Environment, Vol. 15, No. 6, pp. 377–388.

31. Nattrass B., Altomare M. (1999). The Natural Step for Business: Wealth, Ecology and the Evolutionary Corporation. New Society Gabriola Island, BC.

32. Peng Y.S., Lin S.S. (2008). «Local responsiveness pressure, subsidiary resources, green management adoption and subsidiary’s performance: evidence from Taiwanese manufactures». Journal of Business Ethics, Vol. 79, No. 1–2, pp. 199–212.

33. Porter M., Linde C.V.D. (1995). «Green and competitive: ending the stalemate». The Dynamics of the Eco-Efficient Economy: Environmental Regulation and Competitive Advantage, Vol.33.

34. Sharma S., Vredenburg H. (1998). «Proactive corporate environmental strategy and the development of competitively valuable organizational capabilities». Strategic Management Journal, Vol. 19, pp. 729–753.

35. Shrivastava P. (1995). «The role of corporations in achieving ecological sustainability». Academy of Management Review, Vol. 20, No. 4, pp. 936–960.

36. The International (IR) Framework. Integrated Reporting. — Подробнее .

Малофеева Татьяна Николаевна

Малофеева Татьяна Николаевна

Старший преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

г. Москва

Козикина Аполлинария Витальевна

Козикина Аполлинария Витальевна

Младший менеджер по импорту компании Sephora Russia.

г. Москва