Управление конфликтом в менеджменте: менеджер как медиатор
Анучин А.А.

Аннотация

Управление конфликтом является одной из задач менеджмента. Для разрешения конфликта руководитель может выступить в роли медиатора, используя идеологию и техники медиативного подхода. В статье предложена модель конф ликтной компетентности менеджера, проведено исследование этой компетентности, сделаны выводы о возможностях использования медиативного подхода в управлении.

Содержание

1
Риски управления
Введение

2
Понятие конфликта в менеджменте
Медиация для разрешения конфликтов
Что такое медиация

3
Рис. 1. Зависимость организационной эффективности от уровня конфликтности

4
Менеджер как медиатор

5
Конфликтная / медиативная компетентность руководителя

7
Разработка модели исследования конфликтной компетентности руководителя

8
Рис. 2. Модель конфликтной компетентности

9
Исследование конфликтной компетентности

10
Рис. 3. Итоговая модель конфликтной компетентности руководителя

11
Конфликтная компетентность руководителя и уровень конфликтности в организации

12
Рис. 4. Выраженность основных факторов конфликтной компетентности

13
Рис. 5. Оценка сотрудниками конфликтной компетентности руководителя в наименее и наиболее конфликтных организациях по шкале Лайкерта
Конфликтная компетентность руководителя и удовлетворенность сотрудников

14
Рис. 6. Анализ оценки конфликтной компетентности руководителей в организациях с высоким и низким уровнем удовлетворенности сотрудников своей работой
Выводы

15
Таблица. Корреляция между конфликтной компетентностью руководителя, уровнем удовлетворенности сотрудников
Литература

17
ПРИЛОЖЕНИЕ. Опросник исследования конфликтной компетентности руководителей (на основании медиативного подхода)

18
ПРИЛОЖЕНИЕ. Опросник исследования конфликтной компетентности руководителей (на основании медиативного подхода) (продолжение)

19
ПРИЛОЖЕНИЕ. Опросник исследования конфликтной компетентности руководителей (на основании медиативного подхода) (продолжение)

Ключевые слова: менеджмент, конфликт, медиация, конфликтная компетентность, эмоциональные компетенции, поведенческие компетенции, когнитивные компетенции
Журнал: «Менеджмент сегодня» — №4, 2017 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 19.
Кол-во знаков: около 36,795.

1. Анцупов А.В., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2015.

2. Асадов А.Н. Конфликтология: Учебное пособие. — СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2003.

3. Булатецкая А.Ю. Социальные технологии формирования конфликтологической компетентности менеджеров в условиях трансформации управленческих отношений в современной России: Автореферат дисс. к. с. н. — Подробнее .

4. Ватцке Э. Вполне возможно, эта история не имеет к вам никакого отношения: истории, метафоры, крылатые выражения и афоризмы в медиации. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009.

5. Егидес А.П. Психология конфликта: Учебное пособие. — М.: Синергия, 2013.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2012.

7. Клок К. Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий. — М.: Претекст, 2013.

8. Козлов В., Козлова А. Конфликт. Участвовать или создавать. — М.: Эксмо, 2011.

9. Козлов А.С. Конфликтология социальных групп и организаций. — М.: Ленанд, 2015.

10. Кроули Дж., Грэм К. Медиация для менеджеров: разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010.

11. Лаврова Н., Лавров В. Медиация. Принятие ответственных решений. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2013.

12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 2010.

13. Оболонский Ю., Зазыкин В. Психологическая реальность конфликта. — М.: Психотерапия, 2013.

14. Орлова Л.В. Медиативная компетенция руководителя как инструмент эффективного управления персоналом. Управление персона-лом и интеллектуальными ресурсами в России. — Подробнее . 15. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» №193-ФЗ от 27 июля 2010 г. — Подробнее .

16. Фишер Р., Юри У. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. — М.: МиФ, 2012.

17. Фон Хертель А. Профессиональное разрешение конфликтов. Медиативная компетенция в вашей жизни. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007.

18. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

19. Цой Л. Современные образовательные технологии в обучении HR-менеджеров: путь к конфликтологической компетенции. — Подробнее .

20. Чеглова И.А. Медиативная компетентность руководителя как инновационный инструмент организационного лидерства. — Подробнее .

21. Чеглова И.А. Медиация как профессия и медиативная компетентность как новое качество жизни. — Подробнее .

22. Чумиков А. Переговоры — фасилитация — медиация: Учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2014.

23. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров: что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010.

24. Шамликашвили Ц.А. Медиация как метод внесудебного разрешения споров. — М.: Межрегиональный центр управленческого и по-литического консультирования, 2006.

25. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров: Учебное пособие. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2013.

26. Goleman D. (1995). Emotional Intelligence. New York: Bantam.

27. Goleman D., Boytzis R.E., McKee A. (2002). Primal Leadership. Harvard Business School Press, Boston, MA.

28. Marshall P. (2006). «Emotional competence and the mediator». ADR Bulletin, Vol. 9, No. 2, рр. 1–7.

Анучин Андрей Августович

Анучин Андрей Августович
к. э. н.

Консультант, бизнес-тренер.

г. Москва

Другие статьи автора 5