Целеполагание и стратегическое управление развитием организации 
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.

1
Введение

2
Единство и борьба противоположностей в развитии организации

3
Проблемы целеполагания организации
Проблема главной цели организации
Четыре категории целей организации

6
Два дерева целей организации: эволюционного и революционного развития
Человеческий аспект проблем целеполагания
Система целеполагания в естественных организациях

8
Рис. 2. Классическое дерево целей

10
Система целеполагания в больших естественных организациях

11
Проблемы целеполагания в искусственных организациях и их разрешение

12
Цикл развития организации

13
Рис. 4. Структуры управления на разных стадиях развития

14
Рис. 5. Реальные структуры управления на разных стадиях цикла развития
Стратегическое управление революционным и эволюционным развитием

16
Основные выводы
Литература

Ключевые слова: целеполагание, стратегическое управление, развитие организации, управление изменениями, дерево целей, процессы целеполагания

Аннотация

В статье раскрывается структура управления организацией, охватывающая систему постановки целей развития и производства, а также системы стратегического управления революционным развитием организации и классического стратегического управления. Обозначен источник оппортунизма, описаны пути его преодоления, циклы развития, процессы и модели целеполагания и стратегического управления.

Журнал: «Менеджмент сегодня» — №3, 2017 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 18
Кол-во знаков: около 35,982
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 512 с.

2. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека. — М.: Академический проект, 2014. — 243 с.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Академический проект, 2011. — 240 с.

4. Андреас С. Шесть слепых слонов. Понимание себя и друг друга. — М.: Твои книги, 2010. — 704 с.

5. Андреева Т.Е. Организационные изменения: сравнительный анализ основных концепций // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2004. — Сер.8. — Вып. 2(16). — С. 33–48.

6. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. — 519 с.

7. Бармута К.А. Обеспечение устойчивого развития предприятия в условиях освоения инноваций // Вестник Донского государственно-го технического университета. — 2010. — Т.10. — №8. — С. 1274–1279.

8. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. — М.; Челябинск: Социум: ИРИСЭН, 2009. — 334 с.

9. Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. — Кн.1. — М.: Экономика, 1989. — 304 с.

10. Богданова Е.В. Разум и чувство: о роли диссонанса в процессе организационных инноваций. Рецензия на книгу Stark D. The sense of Dissonance: accounts of worth in economic life (princeton University Press, 2009) // Экономическая социология. — 2010. — Т.11. — №3. — С. 122–128.

11. Божко Л.М. Комбинированные научные подходы к управлению изменениями // Вестник Омского университета. — Серия «Экономика». — 2015. — Вып.2. — С. 77–83.

12. Боловинцев Ю.А. Целеполагание и ориентиры как сформулированная философия в стратегическом планировании организации // Статистика и экономика. — 2015. — №5. — С. 17–21.

13. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. — Т.1. Социология. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 445 с.

14. Волович В.Н. Социально-экономическая природа коррупции // Проблемы современной экономики. — 2016. — Вып. 1(57). — С. 44–47.

15. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие. — Таганрог: ТРТУ, 2003. — 230 с.

16. Грубич Т.Ю. Процесс управления в организации // Научный журнал КубГАУ. — 2015. — №114(10). — С. 754–770.

17. Деружинский В.Е., Вартанян Н.Н. Теоретико-методическое обеспечение процесса управления внутрифирменными трансформациями в крупных компаниях // Terra Economicus. — 2011. — Т.9. — Ч.2. — №1. — С. 11–16.

18. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы // Проблемы теории и практики управления. — 2014. — №5. — С. 75–80.

19. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Стратегия развития предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — №12. — С. 3–13.

20. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Фиктивные цели и конечные результаты // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012. — №11. — С. 3–10.

21. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Менеджмент сегодня и завтра. Теория и практика // Проблемы экономики и менеджмента. — 2017. — №1. — С. 3–25.

22. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сильная стратегия предприятия // Стратегическое управление. — 2014. — №4. — С. 304–314.

23. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Парадигма современного менеджмента и ее базис. Практическая парадигма современного эффективного предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — №7. — С. 7–25.

24. Жемчугов А.М. Социокибернетическая модель организации // Проблемы экономики и менеджмента. — 2014. — №6. — С. 3–15.

25. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Полная модель управления организацией // Менеджмент сегодня. — 2017. — №2. — С. 116–132.

26. Киселева И.А., Искаджян С.О. Анализ внутренних факторов, влияющих на ценообразование // Дайджест-финансы. — 2013. — №2(218). — С. 28–32.

27. Клаузевиц К. О войне. — М.: Эксмо, 2013. — 512 с.

28. Корнилов Д.А. Формирование классификации видов стратегий в области стратегического управления // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — Вып.21. — С. 24–30.

29. Коттер Дж.П. Ускорение перемен. Как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире. — М.: Олимп-Бизнес, 2016. — 256 с.

30. Лавренчук М.А. К вопросу об определении социальной организации // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2006. — №101. — С. 174–176.

31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М.: Изд-во МГУ, 1971. — 369 с.

32. Лутовинов П.П., Осташевский С.М. Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2013. — №4. — Т.7. — С. 56–59.

33. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 c.

34. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. — СПб.: Питер, 2000. — 336 с.

35. Петросян А.Э. Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере) // Вестник Омского университета. — 2015. — №3. — С. 68–78.

36. Плотников М.В., Пелепейченко Ю.С. Разработка и реализация стратегического видения в российских и зарубежных компаниях: сравнительный анализ // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2014. — Вып.12. — С. 6–12.

37. Пугина Л.И. Теоретические аспекты экономического обоснования инновационной стратегии предприятий // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. — 2012. — №6. — С. 1–10.

38. Свердлова А.А. Основы управления прибылью предприятия // Инновационная наука. — 2016. — №6. — С. 217–219.

39. Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия в постсоциалистических странах // Экономическая социология. — 2001. — Т.2. — №2. — С. 115–132.

40. Старк Д. Гетерархия: организация диссонанса // Экономическая социология. — 2009. — Т.10. — №1. — С. 57–89.

41. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991. — 104 с.

42. Филиппов Ю.Н., Попович А.М., Люфт С.А. Модель разработки и реализации стратегии организационного развития на предприятиях энергетики // Вестник Омского университета. — 2014. — Вып.1. — С. 100–108.

43. Франковская Е.Г. Обеспечение устойчивого развития организации за счет управления качеством цепи поставок // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — Т.12. — №4(4). — С. 826–834.

44. Шиба Ш., Грэхэм А., Вальден Д. Новое американское тотальное управление качеством: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 348 с.

45. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М.: Издательская группа АСТ, 2011. — 251 с.

46. Янг С. Системное управление организацией. — М.: Советское радио, 1972. — 456 с.

47. Greiner L.E. (1967). «Patterns of organization change». Harvard Business Review, May — June, Vol. 45, No. 3, pp. 119–130.

48. Kotter J.P. (2007). «Leading change: why transformation efforts fail». Harvard Business Review, January, pp. 96–103.

Жемчугов Александр Михайлович

Жемчугов Александр Михайлович

Аналитик ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Другие статьи автора 12

Жемчугов Михаил Калистович

Жемчугов Михаил Калистович
к. т. н.

Главный специалист ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Опыт работы — более 30 лет.

Другие статьи автора 12