Маркетинговые способности как медиатор влияния рыночной ориентации на показатели деятельности компании 
Логинов Л.О., Пронько А.В.

Введение
Теоретические положения
Определение рыночной ориентации
Определение маркетинговых способностей
Формулирование гипотез
Методология исследования
Описание переменных
Эмпирическая база исследования
Описание выборки
Результаты исследования
Ограничения исследования
Заключение
Рис. 1. Маркетинговые способности как медиатор рыночной ориентации
Рис. 2. Маркетинговые способности как медиатор рыночной ориентации (за исключением незначимых переменных)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Факторный анализ: вопросы анкеты, коэффициенты средней дисперсии, отражающей конвергентную валидность (то, насколько показатели шкалы теоретически связаны), композитной надежности, отражающей внутреннюю консистентность (то, насколько хорошо переменные измеряют факторы), и внешних нагрузок
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Факторный анализ: маркетинговые способности
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Факторный анализ: показатели деятельности
Литература

Ключевые слова: рыночная ориентация, маркетинговые способности, медиатор, показатели деятельности компании

Аннотация

В статье представлены ключевые результаты количественного исследования, позволяющие сделать вывод о том, что маркетинговые способности действительно являются медиатором между рыночной ориентацией и показателями деятельности компании, т.е. передают эффект рыночной ориентации на показатели деятельности компании, и выделить способности организаций, наиболее важные с точки зрения этой деятельности.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №4, 2014 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 14
Кол-во знаков: около 17,623
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Буев В. Сбились со счета // Российская бизнес-газета. — 2011. — №42. — Подробнее .

2. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. — СПб.: Питер, 2007. — 800 с.

3. Лапицкая Л.В. О развитии интегрированного маркетинга в России: взгляд из региона // Вестник Удмуртского университета. — 2012. — №4. — С. 40–45.

4. Мещеряков Т.В., Чубатюк А.А. Развитие маркетинговых компетенций российских компаний в условиях инновационной экономики // Вестник экономической интеграции. — 2010. — №2. — С. 99–105.

5. Соловьева Ю.Н. Методология разработки механизма управления маркетинговой компетентностью фирмы // Проблемы современной экономики. — 2006. — №1/2. — Подробнее .

6. Третьяк О.А. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика // Российский журнал менеджмента. — 2006. — №4. — C. 129–144.

7. Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. — Подробнее .

8. Baron R.M., Kenny D.A. (1986). «The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: conceptual, strategic, and statistical considerations». Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 51, No. 6, pp. 1173–1182.

9. Blesa A., Ripoll?s M. (2008). «The influence of marketing capabilities on economic international performance». International Marketing Review, Vol. 25, No. 6, pp. 65–673.

10. Converse P.D. (1995). «Elements of marketing». In: Wensley R. «A сritical review of research in marketing». British Journal of Management, Vol. 6, pp. 63–82.

11. Day G. (1994). «The capabilities of market-driven organizations». Journal of Marketing, Vol. 58, pp. 37–52.

12. Dawes J. (1999). «The relationship between subjective and objective company performance measures in market orientation research: further empirical research». Marketing Bulletin, Vol. 10, No. 3, pp. 65–75.

13. Deshpand? R., Farley J.U., Webster F.E. (1993). «Corporate culture, customer orientation, and innovativeness in Japanese firms: a quadrad analysis». Journal of Marketing, Vol. 57, pp. 23–37.

14. Dutta S., Narasimhan O., Rajiv S. (1999). «Success in high-technology markets: is marketing capability critical?» Marketing Science, Vol. 18, No. 4, pp. 547–568.

15. Han J.K., Kim H., Srivastava R.K. (1998). «Market orientation and organizational performance: is innovation a missing link?» Journal of Marketing, Vol. 62, pp. 30–45.

16. Homburg C., Pflesser C. (2000). «A multiple layer model of market-oriented organizational culture: measurement issues and performance outcomes». Journal of Marketing Research, Vol. 37, pp. 449–462.

17. Hooley G.J., Greenley G.E., Cadogan J.W. and Fahy J. (2005). «The performance impact of marketing resources». Journal of Business Research, Vol. 58, No. 1, pp. 18–27.

18. Hult G.T., Ketchen D.J.Jr. (2001). «Does market orientation matter? A test of the relationship between positional advantage, performance». Strategic Management Journal, Vol. 22, No. 9, pp. 899–906.

19. Hunt S.D., Morgan R.M. (1995). «The comparative advantage theory of competition». Journal of Marketing, Vol. 59, pp. 1–15.

20. Hurley R.F., Hult G.T.M. (1998). «Innovation, market orientation, and organizational learning: an integration and empirical examination». Journal of Marketing, Vol. 62, pp. 42–54. 21. James L.R., Brett J.M. (1984). «Mediators, moderators, and tests for mediation». Journal of Applied Psychology, Vol. 69, No. 2, pp. 307–321.

22. Jaworski B., Kohli A.K. (1996). «Market orientation: review, refinement, and roadmap». Journal of Market-Focused Management, Vol. 1, No. 2, pp. 119–135.

23. Kenny D.A. Mediation. — Подробнее .

24. Kirca A.H., Jayachandran S., Bearden W.O. (2005). «Market orientation: a meta-analytic review and assessment of its antecedents and impact on performance». Journal of Marketing, Vol. 69, No. 2, pp. 24–41.

25. Kohli A.K., Jaworski B.J. (1990). «Market orientation: the construct, research propositions, and managerial implications». Journal of Marketing, Vol. 54, pp. 1–18.

26. Kohli A.K., Jaworski B.J., Kumar A. (1993). «MARKOR: a measure of market orientation». Journal of Marketing Research, Vol. 30, No. 4, pp. 467–477.

27. Kumar V., Jones E., Venkatesan R. and Leone R.P. (2011). «Is market orientation a source of sustainable competitive advantage or simply the cost of competing?» Journal of Marketing, Vol. 75, pp. 1–31.

28. Lafferty B.A., Hult G.T.M. (2001). «A synthesis of contemporary market orientation perspectives». European Journal of Marketing, Vol. 35, No. 1/2, pp. 92–109.

29. Langerak F., Hultink E.J., Robben H.S.J. (2007). «The mediating role of new product development in the link between market orientation and organizational performance». Journal of Strategic Marketing, Vol. 15, pp. 281–305.

30. Makeeva O. (2010). Corporate Security & Safety Market in Russia. Finpro. — Подробнее .

31. McGuinness T., Morgan R.E. (2005). «The effect of market and learning orientation on strategy dynamics: the contributing effect of organisational change capability». European Journal of Marketing, Vol. 39, No. 11/12, pp. 1306–1326.

32. Monecke A., Leisch F. (2012). «SemPLS: structural equation modeling using partial least squares». Journal of Statistical Software, Vol. 48, No. 3, pp. 1–32.

33. Morgan N.A., Slotergraaf R.J., Vorhies D.W. (2009). «Linking marketing capabilities with pro?t growth». International Journal of Research in Marketing, Vol. 26, pp. 284–293.

34. Morgan N.A., Vorhies D.W., Mason C.H. (2009). «Market orientation, marketing capabilities, firm performance». Strategic Management Journal, Vol. 30, pp. 909–920.

35. Murray J.Y., Yong G.G., Kotabe M. (2010). «Market orientation, performance of export ventures: the process through marketing capabilities, competitive advantages». Journal of the Academy of Marketing Science, Vol. 39, pp. 252–269.

36. Narver J.C., Slater S.F. (1990). «The effect of a market orientation on business profitability». Journal of Marketing, Vol. 54, pp. 20–35.

37. Noble C.H., Sinha R.K., Kumar A. (2002). «Market orientation and alternative strategic orientations: a longitudinal assessment of performance implication». Journal of Marketing, Vol. 66, No. 4, pp. 25–39.

38. Oczkowski E., Farrell M. (1998). «Discriminating between measurement scales using non-nested tests, two stage estimators: the case of market orientation». International Journal of Research in Marketing, Vol. 15, No. 4, pp. 349–366.

39. Oxtoby B., McGuinness T., Morgan R.E. (2002). «Developing organisational change capability». European Management Journal, Vol. 20, No. 3, pp. 310–320.

40. Pelham A.M. (1993). Mediating, Moderating Influences on the Relationship Between Market Orientation, Performance. Doctoral dissertation. Pennsylvania State University, 280 p.

41. Pelham A.M., Wilson D.T. (1996). «A longitudinal study of the impact of market structure, firm structure, strategy, and market orientation culture on dimensions of small-firm performance». Journal of the Academy of Marketing Science, Vol. 24, No. 1, pp. 27–43.

42. Ramaswami S.N., Srivastava R.K., Bhargava M. (2009). «Market-based capabilities and financial performance of firms: insights into marketing’s contribution to firm value». Journal of the Academy of Marketing Science, Vol. 37, pp. 97–116.

43. Ruekert R.W. (1992). «Developing a market orientation: an organizational strategy perspective». International Journal of Research in Marketing, Vol. 9, pp. 225–245.

44. Shapiro B.P. (1988). «What the hell is «market oriented»?» Harvard Business Review, Vol. 66, pp. 119–125.

45. Vanderhasselt E., Esser A.A. (2009). Supply Chain Challenges in Russia. — Подробнее .

46. Venkatraman N., Ramanujam V. (1987). «Measurement of business economic performance: an examination of method convergence». Journal of Management, Vol. 13, No. 1, pp. 109–122.

47. Vorhies D. (1998). «An investigation of the factors leading to the deployment of marketing capabilities, organizational effectiveness». Journal of Strategic Marketing, Vol. 6, No. 1, pp. 3?23.

48. Vorhies D.W., Harker M., Rao C.P. (1999). «The capabilities, performance advantages of market-driven firms». European Journal of Marketing, Vol. 33, No. 11/12, pp. 1171?1202.

49. Vorhies D.W., Morgan N.A. (2005). «Benchmarking marketing capabilities for sustainable competitive advantage». Journal of Marketing, Vol. 69, No. 1, pp. 80–94.

50. Vorhies D.W., Orr L.M., Bush V.D. (2011). «Improving customer-focused marketing capabilities and firm financial performance via marketing exploration and exploitation». Journal of The Academy of Marketing Science, Vol. 39, pp. 737–756.

51. Webster F.E. (1988). «The rediscovery of the marketing concept». Business Horizons, Vol. 31, No. 3, pp. 29–39. 52. Web of Science. Citation Report (2014). — Подробнее .

53. Weerawardena J. (2003). «The role of marketing capability in innovation-based competitive strategy». Journal of Strategic Marketing, Vol. 11, pp. 15?35.

54. Wilson I., Mukhina M. (2012). «Market segmentation in Russian subsidiaries of FMCG MNEs: practitioner and academic perspectives». Marketing Intelligence & Planning, Vol. 30, No. 1, pp. 53–68.

Логинов Леонид Олегович

Логинов Леонид Олегович
магистр международного бизнеса

Аспирант Высшей школы менеджмента СПбГУ, магистр международного бизнеса (Высшая школа менеджмента СПбГУ), бакалавр международных отношений (факультет международных отношений СПбГУ).

г. Санкт-Петербург

Научные интересы: стратегический маркетинг, маркетинг взаимоотношений, брендинг, цифровой маркетинг.

Другие статьи автора 3

Пронько Анна Викторовна

Пронько Анна Викторовна

Бренд-менеджер компании ОOО «Хенкель Рус».

г. Санкт-Петербург

Магистр международного бизнеса. Научные интересы: стратегический маркетинг, бренд-менеджмент.

Другие статьи автора 2