Моделирование рыночных мультипликаторов на развивающихся рынках капитала 
Черкасова В.А., Григорьева С.А., Козлов С.О.

1
Введение

2
Оценка стоимости компаний на развивающихся рынках капитала с помощью сравнительного подхода

3
Подбор компании-аналога

4
Методы корректировки мультипликаторов

5
Усреднение мультипликаторов по компаниям-аналогам
Модель исследования

6
Исследование влияния отраслевых и страновых различий
Расчет коэффициентов корректировки на страновой риск

7
Рис. 1. Методы корректировки мультипликаторов

10
Описание выборки исследования

11
Таблица 1. Состав мультипликаторов
Таблица 2. Статистика для мультипликатора P / E
Таблица 3. Статистика для мультипликатора EV / S
Отраслевой анализ

12
Рис. 2. Медианные значения мультипликатора P / E

13
Рис. 3. Медианные значения мультипликатора EV / S

14
Таблица 4. Коэффициенты регрессий мультипликатора P / E
Таблица 5. Коэффициенты регрессий мультипликатора EV / S

15
Определение эффективного метода корректировки мультипликаторов

16
Таблица 6. Корректирующие коэффициенты мультипликатора P / E
Таблица 7. Корректирующие коэффициенты мультипликатора EV / S

17
Таблица 8. Распределение компаний в выборке в соответствии с оптимальным методом корректировки мультипликатора
Таблица 9. Распределение компаний в выборке в соответствии с оптимальным методом корректировки мультипликатора

18
Таблица 10. Средняя ошибка оценки в зависимости от метода корректировки мультипликатора и метода усреднения

19
Таблица 11. Средняя ошибка оценки в зависимости от метода корректировки мультипликатора и метода усреднения
Таблица 12. Средняя ошибка оценки в зависимости от выбранного мультипликатора
Заключение

20
Таблица 13. Среднеквадратическая ошибка оценки в зависимости от метода корректировки мультипликатора и метода
Таблица 14. Среднеквадратическая ошибка оценки в зависимости от метода корректировки мультипликатора и метода

21
Литература

Ключевые слова: страновой риск, компания-аналог, стоимость компании, сравнительный подход, метод подбора компании-аналога, мультипликаторы

Аннотация

В статье разработан алгоритм, позволяющий осуществить наиболее качественную корректировку мультипликаторов с учетом страновой специфики развивающихся рынков капитала. Доказана необходимость корректировки мультипликаторов с учетом страновых особенностей и отраслевой принадлежности оцениваемой компании. Усовершенствована методика оценки на основе метода подбора компании-аналога. Проанализированы данные 130 российских компаний и 797 предприятий из развитых стран за период 2009–2013 гг.

Журнал: «Управленческий учет и финансы» — №2, 2016 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 22
Кол-во знаков: около 42,161
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Данилов Е.В., Ибрагимова Х.К., Нестеренко Е.А., Улугова А.Э., Чалов И.А. Современные исследования особенностей применения мето-да рыночных сравнений на развитых и развивающихся рынках // Корпоративные финансы. — 2013. — №2(26). — С. 102–115.

2. Ивашковская И.В., Кузнецов И.А. Методы коррекции рыночных мультипликаторов на страновые риски: эмпирическое исследова-ние // Аудит и финансовый анализ. — 2008. — №5. — С. 94–109.

3. Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии: Пособие по использованию рыночных мультипликаторов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

4. Afzа T., Sаmyа T. (2012). «Determinants of price-earnings ratio: the case of chemical sector of Pakistan». International Journal of Academic Re-search in Business and Social Sciences, Vol. 2(8), pp. 331–343.

5. Alford A. (1992). «The effect of the set of comparable firms on the accuracy of the price-earnings valuation method». Journal of Accounting Research, Vol. 30, pp. 94–108.

6. Anderson K., Brooks C. (2006). «Decomposing the price-earnings ratio». Journal of Asset Management, Vol. 6(6), pp. 456–469.

7. Bhojraj S., Lee C. (2002). «Who is my peer? A valuation-based approach to the selection of comparable firms». Journal of Accounting Research, Vol. 40, pp. 407–439.

8. Cheng C., McNаmаrа R. (2000). «The valuation accuracy of the price-earnings and price-book benchmark valuation methods». Review of Quantitative Finance and Accounting, Vol. 15, pp. 349–370.

9. Cooper I., Cordeiro L. (2008). Optimal Equity Valuation Using Multiples: the Number of Comparable Firms. Working paper. Stern Business School, New York, NY.

10. Dаmodаrаn A. (2002). Investment Valuation: Tools and Techniques for Determining the Value of Any Asset. New York: Wiley.

11. Dаmodаrаn A. (2009). Volatility Rules: Valuing Emerging Market Companies. — Подробнее .

12. Erb C., Harvey C., Viskanta T. (1996). «Political risk, economic risk, and financial risk». Financial Analysis Journal, Vol. 52(3), pp. 28–46.

13. Erik E., Heidi J. (2002). «Multiples used to estimate corporate value». Financial Analysis Journal, Vol. 58(2), pp. 1–11.

14. Fаeziniа V. (2012). «The quantitative study of effective factors on price-earnings ratio in capital market of Iran». Interdisciplinary Journal of Con-temporary Research in Business, Vol. 10(3), pp. 403–412.

15. Fаirfield P. (1994). «P/E, P/B and the present value of future dividends». Financial Analysis Journal, Vol. 59(4), pp. 23–31.

16. Hаmmel J., Hodes D. (1967). «Factors influencing price-earnings multiples». Financial Analysis Journal, Vol. 23, pp. 90–93.

17. Hаrbula P. (2009). «Vаluаtion multiples: accuracy and drivers evidence from the European stock market». Business Valuation Review, Vol. 28(4), pp. 186–200.

18. Ivashkovskaya I., Kuznetsov I. (2007). «An empirical study of country risk adjustments to market multiples valuation in emerging markets: the case for Russia». Journal of Corporate Finance Research, Vol. 3(3), pp. 26–52.

19. Kim M., Ritter J.R. (1999). «Valuing IPOs». Journal of Financial Economics, Vol. 53, pp. 409–437.

20. Kumаr S., Wаrne D. (2009). «Parametric determinants of price-earnings ratio in Indian capital markets». The ICFAI Journal of Applied Finance, Vol. 15(9), pp. 63–82.

21. Liu J., Doron N., Jacob T. (2002). «Equity valuation using multiples». Journal of Accounting Research, Vol. 40, pp. 135–172.

22. Marozzi М. (2013). «A method to address the effectiveness of the SIC code for selecting comparable firms». Electronic Journal of Applied Statis-tical Analysis, Vol. 6(2), pp. 186–201.

23. M?njin? D.I., Brezeanu P., Huidumac C. (2010). «Selecting the group of comparable firms for valuation by multiples on Bucharest stock ex-change». Economic Computation & Economic Cybernetics Studies & Research, Vol. 44(1), pp. 183–195.

24. Nel S., Bruwer W., le Roux N. (2014). «An emerging market perspective on peer group selection based on valuation fundamentals». Applied Financial Economics, Vol. 24(9), pp. 621–637.

25. Pereiro L. (2006). Valuation of Companies in Emerging Markets. A Practical Approach. New York: Wiley Finance.

26. Rаchinsky A., Black B., Love I. (2006). «Corporate governance and firms’ market values: time series evidence from Russia». Emerging Markets Review, Vol. 7(4), pp. 361–375.

27. Rаmchаrrаn H. (2002). «An empirical analysis of the determinants of the PE ratio in emerging markets». Emerging Markets Review, Vol. 3, pp. 165–178.

28. Schreiner A. (2007). Equity Valuation Using Multiples: an Empirical Investigation. — Подробнее .

29. Zаrowin P. (1990). «What determines earnings — price ratios: revisited». Journal of Accounting, Auditing, and Finance, Summer, pp. 439–457.

Черкасова Виктория Артуровна

Черкасова Виктория Артуровна
к. э. н.
доцент

Доцент департамента финансов фирмы НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории корпоративных финансов.

г. Москва

Сфера интересов: инвестиционный анализ, консультирование по вопросам инвестиционной политики, риск-менеджмент нефинансовых компаний.

Другие статьи автора 6

Григорьева Светлана Александровна

Григорьева Светлана Александровна
к. э. н.
доцент

Доцент департамента финансов фирмы НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории корпоративных финансов.

г. Москва

Сфера интересов: оценка бизнеса, корпоративные финансы, слияния и поглощения.

Козлов Сергей Олегович

Козлов Сергей Олегович

магистр экономики

Магистр экономики, ведущий экономист ПАО «Мобильные ТелеСистемы».

г. Москва

Сфера интересов: финансовое моделирование, риск-менеджмент, оценка бизнеса.