Влияние гендера и атмосферы магазина на восприятие предлагаемых им ценностей 
Борджес Э., Бейбин Б., Шпильманн Н.

Введение;
Теоретическое обоснование ;
Реакция покупателей на дизайн и атмосферу торгового пространства;
Влияние атмосферы на восприятие товаров ;
Гендер и поведение потребителя ;
Гипотезы методология ;
Предварительное исследование ;
Исследование 1 — основной эксперимент ;
Выборка;
Измерения;
Результаты ;
Манипуляционная проверка ;
Проверка гипотез ;
Таблица 1. Влияние типа атмосферы магазина и гендера участника на восприятие им качества магазина, цен, намерение совершить покупку и готовность платить ;
Обсуждение;
Таблица 2. Восприятие имиджа магазина в целом ;
Таблица 3. Восприятие цен магазина ;
Таблица 4. Намерение делать покупки ;
Таблица 5. Готовность платить ;
Практические выводы и ограничения ;

Ключевые слова: поведение покупателей, дизайн магазина, магазины и супермаркеты, дизайн, атмосфера в магазине, гендерная ориентация, гедонизм и утилитаризм, ценность

Аннотация

Исследования влияния дизайна магазинов на продажи в розничной торговле показали, что между группами покупателей существуют различия. В особенности заметна разница между мужчинами и женщинами. Авторы настоящей работы стремятся продемонстрировать, как именно гедонистическая или утилитарная атмосфера, преобладающая в магазине, влияет на его оценку покупателями в зависимости от их гендера.

Журнал: «Маркетинг розничной торговли» — №1, 2014 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 12
Кол-во знаков: около 29,918
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Argo J.J., Dahl D.W., Manchanda R. (2005). «The influence of a mere social presence in a retail context». Journal of Consumer Research, Vol. 32, No. 2, pp. 207–212.

2. Babin B.J., Chebat J.-C., Michon R. (2004). «Perceived appropriateness and its effect on quality, affect and behavior». Journal of Retailing and Consumer Services, Vol. 11, No. 5, pp. 287–298.

3. Babin B.J., Darden W.R., Griffin M. (1994). «Work and / or fun: measuring hedonic and utilitarian shopping». Journal of Consumer Research, Vol. 20, No. 4, pp. 644–657.

4. Baker J., Grewal D., Parasuraman A. (1994). «The influence of store environment on quality inferences and store image». Journal of the Academy of Marketing Science, Vol. 22, No. 4, pp. 328–339.

5. Ballantine P.W., Jack R., Parsons A.G. (2010). «Atmospheric cues and their effect on the hedonic retail experience». International Journal of Retail & Distribution Management, Vol. 38, No. 8, pp. 641–653.

6. Baron R., Kenny D. (1986). «The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: conceptual, strategic, and statistical considerations». Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 51, No. 6, pp. 1173–1182.

7. Bem S.L. (1974). «The measurement of psychological androgyny». Journal of Consulting and Clinical Psychology, Vol. 42, No. 2, pp. 155–162.

8. Biswas A., Pullig C., Yagci M.I. and Dean D.H. (2002). «Consumer evaluation of low price guarantees: the moderating role of reference price and store image». Journal of Consumer Psychology, Vol. 12, No. 2, pp. 107–118.

9. Bitner M.J. (1990). «Evaluating service encounters: the effects of physical surroundings and employee responses». Journal of Marketing, Vol. 54, No. 2, pp. 69–82.

10. Bitner M.J. (1992). «Servicescapes: the impact of physical surroundings on customers and employees». Journal of Marketing, Vol. 56, No. 2, pp. 57–71.

11. Borges A., Chebat J.-C., Babin B.J. (2010). «Does a companion always enhance the shopping experience?» Journal of Retailing and Consumer Services, Vol. 17, No. 4, pp. 294–299.

12. Cardoso P.R., Pinto S.C. (2010). «Hedonic and utilitarian shopping motivations among Portuguese young adult consumers». International Journal of Retail & Distribution Management, Vol. 38, No. 7, pp. 538–558.

13. Darden W.R., Babin B.J. (1994). «Exploring the concept of affective quality: expanding the concept of retail personality». Journal of Business Research, Vol. 29, No. 2, pp. 101–110.

14. Darden W.R., Erdem O., Darden D.K. (1983). «A comparison and test of three cuasal models of patronage intentions». In: Darden W.R., Lusch R.F. Patronage Behavior and Retail Management. North Holland, New York, NY, pp. 29–43.

15. Dholakia R.R. (1999). «Going shopping: key determinants of shopping behaviors and motivations». International Journal of Retail & Distribution Management, Vol. 27, No. 4, pp. 154–165.

16. Donovan R.J., Rossiter J.R. (1982). «Store atmosphere: an environmental psychology approach». Journal of Retailing, Vol. 58, No. 1, pp. 34–57.

17. Gardner M.P., Siomkos G.J. (1985). «Toward a methodology for assessing effects of in-store atmosphere». In: Lutz R. Advances in Consumer Research. Association for Consumer Research, Chicago, IL, pp. 27–31.

18. Gray J. (2003). The Mars & Venus Diet and Exercise Solution. St Martin’s Press, New York, NY.

19. Grewal D., Krishnan R., Baker J. and Borin N. (1998). «The effect of store name, brand name and price discounts on consumers’ evaluations and purchase intentions». Journal of Retailing, Vol. 74, No. 3, pp. 331–352.

20. Holt C.L., Ellis J.B. (1998). «Assessing the current validity of the Bem Sex-Role Inventory». Sex Roles: a Journal of Research, Vol. 39, Nos. 11–12, pp. 929–941.

21. Johnstone M.-L., Conroy D.M. (2005). «Dressing for the thrill: an exploration of why women dress up to go shopping». Journal of Consumer Behavior, Vol. 4, No. 4, pp. 234–245.

22. Jones M.Y., Vilches-Montero S., Spence M.T., Eroglu S.A. and Machleit K.A. (2010). «Do Australian and American consumers differ in their perceived shopping experiences? A bi-cultural analysis». International Journal of Retail & Distribution Management, Vol. 38, No. 8, pp. 578–596.

23. Kaltcheva V.D., Weitz B. (2006). «When should a retailer create an exciting store environment?» Journal of Marketing, Vol. 70, No. 1, pp. 107–118.

24. Kukar-Kinney M., Walters R.G. (2003). «Consumer perceptions of refund depth and competitive scope in price-matching guarantees: effects on store patronage». Journal of Retailing, Vol. 79, No. 3, pp. 153–160.

25. Levy M., Weitz B.A. (2004). Retailing Management. McGraw-Hill, Irwin, New York, NY.

26. Locken B., Ward J. (1990). «Alternative approaches to understanding the determinants of typicality». Journal of Consumer Research, Vol. 17, No. 2, pp. 111–126.

27. Machleit K.A., Eroglu S.A. (2000). «Describing and measuring emotional response to shopping experience». Journal of Business Research, Vol. 49, No. 2, pp. 101–111.

28. Meyers-Levy J., Sternthal B. (1991). «Gender differences in the use of message cues and judgments». Journal of Marketing Research, Vol. 28, No. 1, pp. 84–96.

29. Nasar J.L. (1987). «Effect of sign complexity and co-herence on the perceived quality of retail scenes». Journal of the American Planning Association, Vol. 53, No. 4, pp. 499–509.

30. Obermiller C., Bitner M.J. (1984). «Store atmosphere: a peripheral cue for product evaluation». In: Stewart D.C. American Psychological Association Annual Conference Proceedings, Consumer Psychology Division. American Psychological Association, Washington, DC, pp. 52–53.

31. Polegato R., Zaichowsky J.L. (1994). «Family food shopping: strategies used by husbands and wives». The Journal of Consumer Affairs, Vol. 28, No. 2, pp. 278–299.

32. Ryu K., Han H., Jang S. (2010). «Relationships among hedonic and utilitarian values, satisfaction and behavioral intentions in the fast-casual restaurant industry». International Journal of Contemporary Hospitality Management, Vol. 22, No. 3, pp. 416–432.

33. Spangenberg E.R., Grohmann B., Sprott D.E. (2005). «It’s beginning to smell (and sound) a lot like Christmas: the interactive effects of ambient scent and music in a retail setting». Journal of Business Research, Vol. 58, No. 11, pp. 1583–1589.

34. Spangenberg E.R., Sprott D.E., Grohmann B. and Tracy D.L. (2006). «Gender-congruent ambient scent influences on approach and avoidance behaviors in a retail store». Journal of Business Research, Vol. 59, No. 12, pp. 1281–1287.

35. Spence J.T. (1993). «Gender-related traits and gender ideology: evidence for a multifactorial theory». Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 64, No. 4, pp. 624–635.

36. Turley L.W., Chebat J.C. (2002). «Linking retail strategy, atmospheric design and shopping behavior». Journal of Marketing Management, Vol. 18, Nos. 1–2, pp. 125–144.

37. Woodruffe-Burton H., Wakenshaw S. (2011). «Revisiting experiential values of shopping: consumers’ self and identity». Marketing Intelligence & Planning, Vol. 29, No. 1, pp. 69–85.

38. Zeithaml V. (1985). «The new demographic and market fragmentation». Journal of Marketing, Vol. 49, No. 3, pp. 64–75.

39. Zeithaml V. (1988). «Consumer perceptions of price, quality, and value: a means-end model and synthesis of evidence». Journal of Marketing, Vol. 52, No. 3, pp. 2–22.

40. Zimmer M.R., Golden L.L. (1988). «Impressions of retail stores: a content analysis of consumer images». Journal of Retailing, Vol. 64, No. 3, pp. 265–293.

Борджес Эдилсон

Сотрудник Центра исследований ценностей и убеждений, Реймсская школа менеджмента.

г. Реймс, Франция

Бейбин Барри

Сотрудник факультета маркетинга и анализа, Технический университет Луизианы.

г. Растон, Луизиана, США

Шпильманн Натали

Сотрудница факультета маркетинга, Реймсская школа маркетинга.

г. Реймс, Франция